Фильм получил приз Фестиваля в Карловых Варах и несколько номинаций и приз в номинации «Открытие года» для режиссера. В общем для российского кино это успех.
Фильм рассказывает историю из жизни типичного провинциального городка в России. Большая часть россиян живут именно так. Эту жизнь принято называть чернухой и громить режиссеров за «отсутствие позитива», но жизнь России такова, что позитивом тут можно назвать только то, что с точки зрения первого мира «ужас-ужас». В центре сюжета Витька Чеснок (герой Евгения Ткачука) он из детдома. Работает на отвратительном предприятии по переработке пластика. В фильме есть сцены производственного процесса. Правда поданы они не так, как в нежно мною любимого Аки Каурисмяки, а все же сильно мягче. Хотя кадры эти безусловно фильм украсили. Есть у этого Витьки Чеснока семья. Отвратительная жена, которая унижает мужа и в некий момент даже бьет его бутылкой по голове. Она пытается вызвать в нем хотя бы похоть, но все сексуальные позывы Витьки принадлежат другой- молодой шалавешке. Витька как может ухаживает за ней и «присовывает» ей от случая к случаю в условиях близких к боевым. Есть у Витьки и сын, но к сыну он не испытывает никаких чувств, а ребенок его просто боится. Есть у него и прекрасная теща, настоящая мерзость, воплощенный ужас для любого мужчины. Желание бежать из дома основной движущий мотив для Витьки. Он пытается взять кредит, который возвращать не собирается и получает отказ. Тут вдруг судьба подкидывает ему новые возможности. Обнаруживается его отец. История его общения с отцом проста. Отец бросил мать. До этого по воспоминаниям сына, он был ее черенком от лопаты. Вообще замечу, что черенок от лопаты обычное средство для россиян в выяснении отношений. Мать повесилась, и Витька на 12 лет попал в детский дом. О том, что в России детский дом это место полное ужаса и может быть названо только пыткой, знают все. Теперь, когда детей нельзя усыновлять иностранцам их жизнь и вовсе невыносима, и безнадежна. Витька вспоминает детдом именно как местом пыток. Отец Витьки – Леха Штырь (герой Алексея Серебрякова) авторитетный преступник, но находится в предсмертном состоянии. Но ему принадлежит квартира. Витька решает сдать отца в дом инвалидов и поселиться в квартире со своей шалавой для счастливой жизни. По пути в этом место отец приходит в себя. Он даже не позволяет себя убить сыну. Дальше они едут в «семью» где жена и дочь давно забыли Леху Штыря и жить с ним не хотят. Это понятно женщина есть женщина. Далее они едут к «другу», но там Штыря решают казнить по воровскому обычаю по решению сходки и только вмешательства Витьки, который и сам чудом избежал смерти от воровского ножа спасет его. Процессом руководит авторитетный вор, герой Андрея Смирнова. В итоге Витька сдает отца в дом инвалидов. Или нет….
Над фильмом работали:
Александр Хант, режиссер. Мне не известен совсем. Снять больше пяти фильмов, но успеха они не имели совсем. Родился в Ханты Мансийске. Ему чуть больше 30 лет. Наверное, в этом поколении есть, что-то…Например «Теснота» Кантемира Балагова меня тоже порадовала.
Евгений Ткачук, которого видел в спектакле Театра Наций «Стеклянный зверинец» дело даже не в моем увлечении Т.Уильямсом. Мы так же писали о его роли в фильме А.Учителя «Край».
Андрей Смирнов не снимал, как режиссер 32 года и снял гениальный фильм «Жила-была одна баба» с Дарьей Екамасовой в главной роли. Мы писало о ее роли в фильме Алексея Федорченко «Ангелы революции» и А.Учителя «Дневник его жены».
Алексей Серебряков и вовсе человек легенда и дело не только в его актерских, но и человеческих особенностях. Он покинул Россию, а каждый, кто выбирает свободу уже герой. Мы писали его роли в фильме А.Звягинцева «Левиафан». Звягинцев, которого я громил как мог тоже оказался порядочным человеком.
Этот фильм для меня имеет один важный аспект. Если Витьку забрали в детский дом в 6-7 лет, его психика уже была сформирована, и он не стал психопатом. Поэтому его отлично сыгранный Ткачуком страх уместен. Вот только могут ли такие люди, живущие в таких обстоятельствах и с такой наследственностью испытывать страх? Могут ли они в реальности сохранить способность на человеческие чувства? Или это все же генетика (психопатия) и люди могу оставаться людьми даже в России (и чувствовать)?