Это черно-белый фильм, как это водится у Аки Каурисмяки, который рассказывают историю о художнике, поэте и музыканте их подругах и жизни. Это некая стилизация вне времени, история, которая могла произойти в любое время плюс-минус столетие. Поэта выселяют из квартиры за то, что он не платит. На его место въезжает музыкант. Поэт идет выпить с горя и встречает в столового художника, с которым у них завязывается дружба на почве понимания процессов в мировой искусстве. Они являются на старую квартиру поэта, по пьянке и оказывается, что попадают к музыканту и так становятся друзьями. Дружба эта выдерживает проверку сытым временем, все трое работают над изданием журнала мод и голодным, художника депортируют на родину, он не француз. Подружка художника умирает и все они, продав все свое имущество снимают ей палату в больнице. Подружка, конечно бросала художника при каждом удобном случае, но он то ее любил…
Над фильмом работали:
Аки Каурисмяки. Легендарный финский режиссер. Наши читатели уже читали впечатление от его фильмов «Гамлет идет в бизнес» и «Огни городской окраины». Не думаю, что стоит в этом смысле останавливаться на его фигуре. Добавим разве, что тот факт, что он алкоголик, но режиссеру вообще, а финну в частности это простительно.
Матти Пеллонпя, приз Европейской киноакадемии за лучшую мужскую роль в фильме Акки Каурисмяки «Жизнь богемы» его единственная крупная награда. Всего он снялся в шестнадцати фильмах Аки Каурисмяки, например, в фильме «Гамлет идет в бизнес». Это ключевой актер для режиссёра, причем он снялся и в 8 фильмах брата Аки- Мики Каурисмяки.
Эвелин Диди, не очень известная актриса. Играла в двух фильмах Каурисмяки и в ряде европейских картин, но в эпизодах, например, у Клода Шаброля в «Женское дело» и у Ж.Бекер «Убийственное лето» по роману С. Жапризо.
Кари Вяянянен, но сыграл в 22 фильмах вместе с Матти Пеллонпя. Но он скорее любимый актер Микки Каурисмяки и снялся в 13 его фильмах, в то время, как у Аки всего в 7. В общем это такой междусобойчик.
Как и все фильмы Аки Каурисмяки это мрачное и жесткое зрелище, которое показывает жизнь без прикрас. Настоящий поэтический реализм. Герои фильма люди честные и благородные, по-своему талантливые и находчивые. Влюбившись в девушку, один из них приглашает ее в гости выпить кофе, но, когда обнаруживает, что кофе нет- готов сварить суп из кости, которую перед этим отнял у собаки. На последние деньги они готовы устроить праздник для своих девушек и в шестерым поехать на природу на трехколесной машине. Девушки, которые у них появляются в периоды, когда есть деньги и исчезают, когда денег нет совсем их любят и они любят своих девушек.
Сама трогательная история происходит с художником. Он оставляет у себя переночевать девушку, а сам ночует на улице. Для тех, кто никогда не ночевал на улице, возможно это ничего и не значит, но смею заметить, что, когда ты не уверен, что и завтра не будешь ночевать на улице это не самое простое решение. Девушка оказывается его музой. Наш художник продает картину и клянется ей в вечной любви, обещает забрать ее с работы и завести семью, но кошелек, который он купил с продажи картины украден, и он оказывается в полиции и его депортируют. Друзья забирают к себе собаку, а девушка заводит роман с состоятельным парнем.
Это я не о том, что все девушки такие и ждать от них ничего другого не надо, это и так все знают. Я о том, что как правило деньги и женщины в жизни появляются одновременно. По крайне мере мой опыт говорит именно об этом. Удивительно встретить подтверждение оптимистического тезиса у Ака Каурисмяки. Но мне, например, он вообще кажется очень оптимистичным, не случайно я пересматриваю его фильмы.
Ну и конечно особенно трогает финал. Девушка возвращается к художнику после того, как дважды его бросила потому, что смертельно больна. Именно художник, тот самый, что варил для нее суп из кости, которую отнял у собаки и обеспечивает ей достойный уход в несколько месяцев перед ее смертью. Это стоит ему всего имущества, и он идет работать на завод. Его друзья продают все, что у них есть- чудо трехколесную машину и все книги. Вот и становится понятно, кто настоящий человек и друг. Кто живет, как человек. Я не люблю богему, хотя меня наверно, можно назвать бизнес-богемой. Это я не к тому, что я хороший.