Это довольно простая история. В деревне жил был Юха и любовь всей его жизни, девушка, которую он воспитал и потомна ней женился. В один день его счастье разрушается. В деревне случайно оказывается заезжий коммерсант, который уговаривает девушку бежать с ним в город. Он соблазняет ее и заставляет заниматься проституцией. Она отказывается и убегает, но в пути падает в обморок потому, что беременна. Родив ребенка, она возвращается в публичный дом своего возлюбленного. Но Юха решает мстить. Он убивает соблазнителя и дает возможность сбежать своей жене. Сам погибает от пуль. Умирать он приходит, как это принято в фильмах Каурисмяки на свалку. В этом фильме, как всегда у Каурисмяки гениален каждый кадр. Например, как Юха точит топор, а потом бреется электрической бритвой, которую не выключает. Как он передает свою собаку и как та бежит за автобусом с хозяином. Каждый кадр гениален и может быть поводом для размышлений оставляет впечатления, которые не стираются годами. Игра же гениальной Кати Оутинен совершенно не вероятна…
Над фильмом работали
Аки Каурисмяки- один из самых моих любимых режиссёров. Мы писали о впечатлениях от его фильмов «Гавр», «Союз Каламари», «Гамлет идет в бизнес», «Девушка со спичечной фабрики», «Жизнь богемы», «Человек без прошлого», «По ту сторону надежды», «Вдаль уплывают облака». Это очень любимый мною режиссер с очень близким мировосприятием и отношением к роли искусства. С ним у меня нет ни этических ни эстетических разногласий. Хотя в общем боюсь, что ему не мешало бы изучить Финляндию, создается ощущение, что он там никогда не был. Даже величественное здание Главного вокзала выглядит у него в фильмах специфически. Тема же свалок раскрыта предельно хорошо.
Сакари Коусманен, любимый актер Аки Каурисмяки, он снялся в 11 его фильмах. Кроме «Человек без прошлого» это: «Юха», «Тени в раю», «Человек без прошлого», «Союз Каламари», «Ариэль», «Сквозь проволоку», «Жизнь богемы», «По ту сторону надежды», «Вдаль уплывают облака» и других.
Кати Оутенен, наверно главная и самая известная в мире финская актриса. Она играла и в «Гавр», «Гамлет идет в бизнес», «Человек без прошлого», «По ту сторону надежды», «Девушка со спичечной фабрики». Наверно, эту актрису можно считать лицом фильмов Каурисмяки. В этом фильме она просто прекрасна, невероятно как она играет в немом кино.
Андре Вильм, востребованный французский актер, что для Каурисмяки не частое явление. Играл важную роль в фильме «Жизнь богемы» даже получил за эту роль приз «Европейской киноакадемии» и в фильме «Гавр». Мы писали о фильме Клода Шаброля «Ад», где он играл важную роль.
Понятно, что современное кино это прежде всего спецэффекты и без них фильмы просто не окупаются в прокате, даже если это красиво снятая хорошая история с прекрасными актерами, как было, например, в фильме «Тюльпанная лихорадка». Может быть пример не совсем удачный из-за того, что там явнао плохая работа режиссера, но в целом это именно так. В такое время снять фильм не просто без спецэффектов, но в черно-белом цвете и без звука настоящий поступок. Но еще больше это игра актеров, которые смогли сыграть по законам того времени и того жанра, который, казалось бы, исчез. К концу фильма вообще удивляешься, что обычно в фильме есть звук, голос кажется не уместен, а герои становятся былинного размера и банальные события обретают черты эпоса.
Мне почему-то вспоминался фильм Браена Де Пальмы «Путь Карлито» тот же суровый стиль и те же мужские поступки. Примерно такой же финал- спасенная женщина ценою жизни мужчины. Красиво… Фильм по-настоящему сильный и очень жаль, что никто из современных зрителей не будет его смотреть. Это же не «Горд тысячи планет» Люка Бессона. Но мне представляется его образы типа «смерть героя на свалке» не просто образами наполненными глубоким смыслом, а пониманием сути жизни человека на земле.