В общем использована одна из сюжетных линий романа и показана в современных условиях, при этом основные мотивы и движущие силы, которые приводят сюжет в действие изменены до неузнаваемости. Я уже писал, что Достоевский плохой писатель, который диктовал свои романы, даже самые великие типа «Братья Карамазовы» и их потом не перечитывал не то, что не правил. Поэтому получалось очень схематично. Схемы эти легко переводились на иностранные языки и были понятны. Признание у иностранцев, сделало Достоевского великим, хотя в сравнении с гениальным Тургеневым он простой пэтэушник. Собственно герой фильма Аки Каурисмяки «Преступление и наказание» не имеет ничего общего с героем романа Достоевского. Потом Каурисмяки снимет фильм «Гамлет Идет В Бизнес» и «Макбет» там с сюжетом чуть лучше. В чем разница в героях Достоевского- Родиона Раскольникова и Анти Рахикайнен – героя Каурисмяки:
- Герой Каурисмяки мстит, он убивает убийцу своей девушки (совсем не старуху с приживалкой), которого оправдали благодаря коррумпированному правосудию (из мести, что бы там не заявлялось). Это не значит, что в Финляндии есть «ольгаегорова» (с маленькой буквы, в одно слово и в кавычках). Но так сложились обстоятельства.
- Герой Каурисмяки не студент, а работник мясокомбината. Вспоминается подобные сцены разделки туш в фильме «Ариэль». Он далек от поисков «право имею» и его заявления, что он убил из принципа. Убил насекомое и сам стал насекомым, хорошо сопровождаются кадром из мясокомбината, где есть и топор, но в фильме нет тому никакого подтверждения.
- Сонечка Мармеладова и вовсе не удалась, это достойная и милая девушка, наделена чистотой, без проституции, которую она отвергает в любой форме.
В целом фильм, хотя и вызывает определенные эмоции не предвещает того, что будет снято потом Каурисмяки.
Над фильмом работали:
Аки Каурисмяки- один из самых моих любимых режиссёров. Мы писали о впечатлениях от его фильмов: «Ариэль», «Гавр», «Союз Каламари», «Береги свою косынку Татьяна», «Юха», «Гамлет идет в бизнес», «Девушка со спичечной фабрики», «Огни городских окраин», «Жизнь богемы», «Человек без прошлого», «По ту сторону надежды», «Вдаль уплывают облака». Это очень любимый мною режиссер с очень близким мировосприятием и отношением к роли искусства. С ним у меня нет ни этических ни эстетических разногласий. Удивительно, но два таких разных режиссера Иржи Мензель и Аки Каурисмяки одинаково мне близки.
Маркку Тойкка, снимался у Аки Каурисмяки в фильме «Союз Каламари». Снялся в пяти фильмах вместе с Матти Пеллонпяя. В Финляндии довольно известный и популярный актер.
Айно Сеппо, появилась в позднем фильме Каурисмяки «Человек без прошлого». Много снималась у Микки Каурисмяки- брата Аки Каурисмяки, который в общем и дал денег на «Преступление и наказание».
Матти Пеллонпяя, актер, который стал одним и главных в творчестве Каурисмяки. В этом фильме он сыграл не главную роль, но именно она украсила фильм. Он сыграл главную роль в этапных для Каурисмяки фильмах: «Союз Каламари», «Ариэль» и «Жизнь богемы», «Гамлет идет в бизнес». Совсем не случайно он снимался и у Джармуша. Очень талантливый актер, но слишком рано умер. Фильм «Береги свою косынку Татьяна» стал для него последним у великого мастера (Серию о Ленинградских ковбоях я не рассматриваю, как полноценное кино). До фильма «Вдаль уплывают облака», который был спланирован специально для него, он не дожил.
Фильм оставляет довольно странное впечатление. Не могу сказать, что я разочарован, но после просмотра всего, что снял этот гениальный режиссер его дебют кажется маловразумительным.