Можно ли воспринимать этот фильм как завещание великого мастера? Не знаю. Это простая история о парне, который вместе с сестрой сбежал из Сирийского Алеппо. Он оказался в Финляндии, а она пропала. В Финляндии ему отказывают в статусе беженца по причине того, что в Сирии мало убивают. Он убегает из социального центра и живет на улице. Есть у этой истории и второй сюжет. Финский бизнесмен уставший от постоянного пьянства жены уходит от нее и продает магазин по продаже рубашек. Он покупает пивную. Убогое заведение, где подают пиво и открывают консервные банки, становится его жизнь. Он выносит мусор и сталкивается с сирийским беженцем, который живет у мусорных контейнеров постоянно преследуемый местными подонками, «царебожники» есть и в Финляндии. Они вступают в драку, и владелец ресторана оценив чувство человеческого достоинства жалкого и избитого сирийца берет того на работу. Так у Халеда начинается новая жизнь. Ему изготавливают фальшивый вид на жительство, дают место жительство в гаражах и все у него хорошо. Он даже находит свою сестру, которая пытается получить официальный статус перебравшись из Литвы в Финляндию. Владелец ресторана встречает жену, которая перестала пить. Почти хороший конец? Каурисмяки снял ремейк на собственный фильм «Гавр»? Но нет. Халед получает нож скинхеа в живот и в конце фильма сидит у реки точно так же, как в конце сидит герой «Огни городских окраин».
Над фильмом работали:
Аки Каурисмяки- один из самых моих любимых режиссёров. Мы писали о впечатлениях от его фильмов «Гавр», «Союз Каламари», «Гамлет идет в бизнес», «Девушка со спичечной фабрики», «Жизнь богемы».
Кати Оутенен, наверно главная и самая известная в мире финская актриса. Она играла и в «Гавр», «Гамлет идет в бизнес», «Девушка со спичечной фабрики». Наверно, эту актрису можно считать лицом фильмов Каурисмяки.
Томи Карпелла, новое лиц для Каурисмяки. Популярный в Финляндии актер, но никаких наград не имеет, и я к сожалению, не видел его фильмов.
Валле Виртанен, играл в фильме «Огни городских окраин», но это не тот актер, который составляет костяк актеров Каурисмяки.
Не знаю, чем так цепляет Каурисмяки тема беженцев. Он обращается к ней довольно часто, если вспомнить «Гавр» то всегда помогать беженцам дело прямо таки угодное богу. Наверно, ответ на вопрос почему кроется в словах, которые сказал Халеду матрос, который нашел его на барже, где он скрывался от польских «царебожников». В Финляндии была война и свои беженцы, они никогда этого не забудут и помогут. Действительно, все люди в Финляндии помогают беженцу, только суды проявляют удивительную черствость и государственные служащие, ведут себя не всегда хорошо. Хотя, если вспомнить «Гавр» там даже полицейский в конце оказывается человеком. Помогать же нелегально переходить границу это вообще правильно, даже в «Жизни Богемы» это показано. Наверно и опасность финских скинхедов сильно преувеличена, чтобы привлечь внимание общества к этой проблеме. Стоит сказать за это Каурисмяки большое спасибо. Москва пока не стала Алеппо и мы можем позаботиться о комфортной эмиграции, но никто не застрахован и от варианта Халеда.
Россию ждет большая гражданская война и новый холокост. Шествия с иконами и под лозунгами о необходимости изменения светского характера Российского государства, которая сопровождается забрасыванием Федерации Еврейских Общин бутылками с зажигательной смесью симптомы давно идущей болезни в России. Надвигающийся фашизм ждет свои жертвы и стать ими мы можем в любой момент. Примет ли нас Финляндия или как в годы Второй Мировой Войны евреев, нас отдадут на истребление?
Строгий, теплый и одновременно суровый фильм. Много приятной музыки, вообще благодаря Каурисмяки я открыл для себя много эстонских и финских рок-команд, которые делают прекрасную музыку. Настолько прекрасную, что именно ее я чередую в своем кабинете с Бартоком, Мартину и простите Малером.