История рассказана по-фински сурово и возможно даже европейские зрители проливают слезу от просмотра ужасов финской жизни. Нам же россиянам остается только завидовать зажиточности финского парня из низов общества. Удивляться качеству государственных институтов Финляндии- парня подозревают в преступлении и не избивают в полиции! Комфорт финских тюрем общеизвестен, но показанная на экране жизнь вызывает только зависть и уж точно никакого сожаления. Понятно, что в финской тюрьме никто не пытает заключенных, как например Ильдара Дадина в России. Ну и финская мафия, которая даже убить человека не может, причем боевиками выступают совсем не полицейские, как в России, а обычные уголовники. В общем я никак не сопереживал герою, я ему просто завидовал и думал, вот за какие заслуги он родился в Финляндии, а я за какие грехи в России?
Над фильмом работали:
Аки Каурисмяки, финский кинорежиссер. Мы рассказывали о его наградах во впечатлениях к фильму «Гамлет идет в бизнес». Предки режиссера были выходцами из Карелии и носили фамилию Кузьмины. Представляете, как повезло Аки? Останься они в Карелии был бы он сейчас работягой на лесоповале. В 2017 году, после показа фильма «По ту сторону надежды» заявил, что больше кино снимать не будет.
Янне Хюютияйнен, финский актер. Снялся в пяти фильмах Аки Каурисмяки, в том числе в «По ту сторону надежды» и «Человек без прошлого», которые являются важнейшими в творчестве Каурисмяки. Мне представляется очень хорошим актером. Понятно, что за пределами Финляндии не известен и кинонаград не имеет.
Мария Ярвенхельми, снялась в двух фильмах Каурисмяки. Кроме «Огни городских окраин» в последнем фильме режиссера «По ту сторону надежды».
Мария Хайсканен, много работает со шведским кинорежиссером Яном Труэлем (он конечно не так велик, как Каурисмяки, но три номинации на «Оскар» и одну га «Золотую пальмовую ветвь» имеет). Она снялась в пяти его картинах.
Эстетика Аки Каурисмяки сформировалась на мой взгляд под влиянием Джима Джармуша, значит Вима Вендерса и другого великого немца Фасбиндера. Его фильмы лишены романтизма и взгляд на мир через камеру нарочито грубо-реалистичный. Мы видим окружающую нас действительность в контрастном свете «плохого настроения». Герои Каурисмяки действуют, как заторможенные куклы, которым не хватает жизни, хотя они живые, полные чувств и эмоций, которые определяют их жизнь. Именно этот контраст- внешней бесчувственности и эмоций, формирующих жизнь и представляется главным в его творчестве.
Трудно найти героя более лишенного романтики и чувств, чем герой фильма «Огни городских окраин» в исполнении Янне Хюютиняйнена. Но именно возникшее чувство любви заставляет его сознательно сломать себе жизнь и отправиться в тюрьму. Он любит случайную девушку, которая подсела к нему в кафе. Именно потому, что любит он позволяет ей втянуть себя в аферу и в результате подставить под тюремный срок. При этом он не замечает прекрасной девушки, которая торгует сосисками и лимонадом. Просто не воспринимает ее как женщину.
Понятно, что финская тюрьма — это шанс начать новую жизнь в курортных условиях. Есть у меня знакомый, который отсидел пять лет в Датской тюрьме за бродяжничество и нарушение визового режима. За время отсидки он выучил язык и получил второе университетское образование, накопил денег… Сейчас у него хороший домик и прекрасная датская жена с большими сиськами и увесистой попой, ребенок и приличная работа. Наш герой за соучастие в ограблении получил всего год, его ни разу не избили на в процессе дознания, ни в тюрьме. Суд показан, как в высшей степени не справедливый, но мне все происшедшее представляется невероятным! После освобождения ему дают угол в ночлежке, который похуже чем был в тюрьме или в его квартире с ковром на стене, но не принципиально и устраивают на работу.
На работе он встречает девушку, которая его предала и ее компаньона. Те добиваются его увольнения. В ответ он набрасывается на них с ножом. Вот такие страсти бушуют в этом заторможенном пареньке…
Финал открыт и не понятно убит он или понял, кто девушка его мечты и что значат его мечты на задворках большого города. Фильм снят в депрессивных тонах, которые представляются мне скорее реалистичными, как и смерть героя на помойке в близи строительной техники, а я думаю, что он все же умер. Мне очень близок взгляд Каурисмяки на жизнь, ведь она действительно именно такая, как в его фильмах.