А. Каурисмяки. "Ариэль".

А. Каурисмяки. "Ариэль".
30 мая 2018
Оцените материал
(103 голосов)

Посмотрел фильм финского режиссера Акки Каурисмяки «Ариэль» (1988). В главных ролях: Туро Пайала, Матти Пеллонпяя, Сусанна Хаависто. Фильм получил какие-то призы на Московском кинофестивале. Этот фильм кинокритики придумали называть частью «пролетарской трилогии» в который включают еще фильмы «Девушка со спичечной фабрики» и «Тени в раю». Возможно, в сознании критиков эти фильмы связаны тем, что в кадре много технологических процессов. В остальном я не понимаю их.

Сюжет, как это всегда бывает у Каурисмяки предельно мрачен. Фильм начинается со сцены взрыва шахты. Шахтёр Таисто Касуринен (герой Туро Пайала) остаётся без работы. Отец отдаёт ему ключи от своего белого кадиллака, ссылаясь на то, что сын его любил и отправляется в туалет, посоветовав сыну уезжать и не иди по его пути. В туалете он пускает себе пулю в лоб. На этой машине Таисто отправляется на юг Финляндии. Поездка в кабриолете с опущенной крышей поражает воображение всех встречных. Он снимает все свои деньги в банке. Во время одной из остановок его грабят. В фильмах Каурисмяки Финляндия выглядит такой же опасной, как Россия. Я всегда подозревал, что он так и не слетал в родную страну и ничего о Финляндии, которая является одной из самых благополучных и безопасных стран мира не знает.  Наш герой вынужден перебиваться заработками на погрузочно-разгрузочных работах в порту. Злоумышленники его не очень сильно избили, и он в состоянии работать. Однажды, оставив свой автомобиль в неположенном месте, он встречает парковочного инспектора Ирмели (героиня Сусанна Хаависто ). Завязывается роман. Имели работает, где придется, она разведена и живёт вместе с сыном Рику. Они пытаются жить вместе. Деньги кончаются у нашего героя, и он пытается продать кабриолет, полученный в наследство. Зайдя выпить кофе, он сталкивается с одним из грабителей. Гонится за ним и настигнув пытается избить. Но полиция, как обычно приходит на помощь грабителям. Стандартный скорый, бессмысленный и не справедливый суд бросает Тасто в тюрьму. В заключении он становится другом соседа по камере Микконеном (Матти Пеллонпяя). Они решают сбежать из тюрьмы и с помощью девушки героя оказываются на свободе. Таисто сразу женится- невероятный ход. Для того, чтобы оплатить фальшивые документы и «билет» в Мексику беглецы совершают ограбление банка. Но с ними не расплачиваются и в итоге партнер героя погибает. Похоронив его, герой и героиня садятся на грузовой корабль «Ариэль», отправляющийся в Мексику. Невероятно оптимистичный для Каурисмяки фильм.

Наад фильмом работали:

Аки Каурисмяки- один из самых моих любимых режиссёров. Мы писали о впечатлениях от его фильмов «Гавр», «Союз Каламари», «Береги свою косынку Татьяна», «Юха», «Гамлет идет в бизнес», «Девушка со спичечной фабрики», "Огни городских окраин", «Жизнь богемы», «Человек без прошлого», «По ту сторону надежды», «Вдаль уплывают облака». Это очень любимый мною режиссер с очень близким мировосприятием и отношением к роли искусства. С ним у меня нет ни этических ни эстетических разногласий. Удивительно, но два таких разных режиссера Иржи Мензель и Аки Каурисмяки одинаково мне близки.

Матти Пеллонпяя, актер, который стал одним и главных в творчестве Каурисмяки. В этом фильме он сыграл не главную роль, но именно она украсила фильм. Он сыграл главную роль в этапных для Каурисмяки фильмах: «Союз Каламари» и «Жизнь богемы», «Гамлет идет в бизнес». Совсем не случайно он снимался и у Джармуша. Очень талантливый актер, но слишком рано умер. Фильм «Береги свою косынку Татьяна» стал для него последним у великого мастера (Серию о Ленинградских ковбоях я не рассматриваю, как полноценное кино). До фильма «Вдаль уплывают облака», который был спланирован специально для него, он не дожил.

Туро Пайала, умер в 51 год. Успел сыграть в десятке фильмов. У Каурисмяки еще в фильме «Гамлет идет в бизнес». После этого фильма последовал «Ариэль» и больше они не сотрудничали, хотя Каурисмяки продюсировал еще два фильма, где Туро играл.

Сусанна Хаависто- финская актриса. Больше с Каурисмяки не сотрудничала. Много играла в сериалах, в полнометражных фильмах снималась мало.

Главной загадкой этого фильма для меня является подбор актеров. Почему Туро Пайала, а не Мато Валтонен и Сусанна Хаависто, не Кати Оутинен. Хотя тот факт, что герой и героиня смогли попасть на корабль, их не убили и не обманули кажется не менее удивительным. Что это вдруг за такой приступ человеколюбия у Каурисмяки случился? Видимо молодость давала о себе знать и он все же видел мир чуть добрее.

Прочитано 1490 раз Последнее изменение 31 мая 2018

1 Комментарий

  • Алиса Котова 10 июль 2018 написал Алиса Котова

    Интересный фильм. Вообщем-то картина снята в типичном стиле режиссера и скорее всего ничего нового не найти по задумкам. Все медленно развивается, такая финская меланхология. Вроде бы стандартный фильм про маргинала, который перебивается с работы на работу и не может найти себе место в жизни
    Ан-нет, сюжет потом так закручивается, что получается настоящий триллер)
    Думаю фильм можно посмотреть, да и просто ознакомиться с творчеством режиссера

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены